Я давно не пользуюсь вкладами в банках — только сберегательными счетами. Мне так удобнее, ведь основную часть сбережений я предпочитаю держать в ликвидных, рыночных активах.

Сегодня часто говорят, что банковские вклады стали невыгодными, я решил проверить так ли это. Раз люди говорят, что вклады не выгодны, значит они получают меньше прибыли, чем раньше.

Мы знаем, что всё относительно. Если я инвестирую в американские акции, то буду сравнивать свою доходность не только с изменением ключевых фондовых индексов (SP500 или Dow Jones) за тот же период, но и с инфляцией в США. Доходность на вложенный капитал принято сравнивать с инфляцией. Доходность рублевого вклада логично сравнить с инфляцией в России, но не так всё просто…

Из открытых источников я собрал данные о процентных ставках в банках ТОП-20 и «инфляциях» с 2008-го по 2020 год. Да, Инфляция бывает разной. В России статистике не доверяют (справедливо), поэтому вместе с «реальной инфляцией» публикуемой Росстат, я взял «наблюдаемую инфляцию», основанную на опросах ФОМ.

https://fom.ru/Ekonomika/14342

С 2009 года фонд «Общественного мнение» по заказу ЦБ РФ проводит исследования-опросы среди населения РФ об инфляционных ожиданиях, наблюдаемой инфляции и пр. Сейчас мы опустим подробности, хотя ссылки на исследования я приведу в конце. Вы легко сможете проверить мои вычисления и ознакомиться с методикой.

Кратко расшифрую все строки: реальная инфляция (методика Росстат), наблюдаемая инфляция (опросы ФОМ), средний процент по вкладу на 1 год в банках ТОП-20, разница между реальной инфляцией и наблюдаемой, разница между наблюдаемой инфляцией и процентом по вкладу на 1 год ТОП-20.

видео 4 минуты

Можем сделать следующие выводы:

  1. За 12 лет оценка инфляции населением и данные Федеральной службы государственной статистики сблизились (с 10% до 4,5%, см.строку Р-Ф)
  2. Данных по наблюдаемой инфляции за 2008-й год нет (за все годы я брал данные весна-лето), но можем интерполировать.
  3. За всё время наблюдений банковский вклад приносил меньше дохода, чем наблюдаемая россиянами инфляция. (см.строку Инфляция-Вклад)
  4. Исходя из наблюдаемой инфляции, сегодня россияне отвечают (косвенно), что доходность по вкладу в банке выше, чем 10 лет назад.

Ставка по рублевым вкладам снизилась с 2013-го на 3.5%, при этом наблюдаемая людьми инфляция снизилась на 7%, но многие недовольны и считают, что раньше вклад в банке был выгодной инвестицией, а сегодня нет. Вот ещё один парадокс.

Проект «Мир в экономике«. Телеграм и Youtube.

Ссылки на использованные источники: Измерение инфляционных ожиданий и потребительских настроений на основе опросов населения. сентябрь 2013 год; 2017 год; Инфляционные ожидания россиян в январе 2020 года; Краткий обзор экономики России в 2007 году; Вклады Сбербанка в 2010 году; banki.ru, www.sredstva.ru, www.vklad-credit.ru

About Николай Помещенко

Working surveyer, fond of reading good books, petanque... Study political science, economic Геодезист, блогер, экономика, политология, петанк

Оставьте комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.