Люблю ставить вопрос: «Как?» вместо «Почему?». Помимо того, что я имею опыт в самом дорожном строительстве, сейчас я изучаю транспортную отрасль, как часть мировой экономики. Это и дало мне возможность искать оригинальный ответ на банальный, даже скучный вопрос «Как сделать дороги в России качественными?».

Начну с того, что плохие дороги — не беда одной России, на ум приходит пример с Пруссией 18 века, где дороги были отвратительными. На что Фридрих Второй говорил, что хорошие дороги — ни к чему, это лишь помощь врагам Пруссии. Надо сказать, что Пруссия не могла похвастаться тогда широкими торговыми связями, это был, грубо говоря, военный лагерь. Действительно, зачем нужны хорошие дороги, если экономически это не выгодно?! В этом смысле — экономических стимулов и механизмов — я и хочу рассмотреть транспортную отрасль современной России.

В видео я изложил идею и логическую цепочку от начала до конца, но постараюсь кратко описать её в текстовом виде, что б не «многобукв». 

Отталкиваемся от статистики, берем Россию, Францию и США. Смотрим: в каких странах на какой вид транспорта приходится большая часть грузооборота и пассажирооборота. Для Франции и США основа пассажирооборота — это автомобильные дороги (более 80%), для России на автомобильные дороги приходится чуть более 30%. Это первое. Второе, грузооборот в эти странах, смотрим схемы:

%d1%80%d0%be%d1%81%d1%81%d1%82%d0%b0%d1%82

%d1%81%d1%88%d0%b0-%d1%84%d1%80%d0%b0%d0%bd%d1%86%d0%b8%d1%8f-%d0%b3%d1%80%d1%83%d0%b7%d0%be%d0%be%d0%b1%d0%be%d1%80%d0%be%d1%82

структура грузооборота США и Франция

Если опустить подробности, нас интересуют два аспекта: в России на дороги (которые считаются плохими) приходится менее 5% грузооборота, тогда как в США и Франции на дороги приходится 20-25% (похожая статистика и у Беларуси, кстати). При этом, оценка качества дорог в этих странах однозначна.

Второй аспект: грузооборот в России завязан на железных дорогах и трубопроводе. Это связано с структурой нашего экспорта: мы добываем и экспортируем сырьё — крупнотоннажные товары, которые, к тому же, надо перемещать на большие расстояния, на очень большие расстояния. Для выполнения этой задачи идеально подходят железные дороги и трубопроводы («ВСТО», «Дружба»).

Хорошие, современный железные дороги и трубопроводы — не данность, они тоже требуют денег, как на поддержание/развитие, так и на улучшения/модернизацию. Крупный бизнес и бюджет России завязаны на этих транспортных артериях, поэтому на них не только выделяются деньги, но и прилагаются силы для контроля за качественным выполнением работ.

Следующим этапом, мы могли бы сравнить показатели (вложенный рубль)/(вклад в ВВП) у каждого вида транспорта в России. Тогда мы могли бы увидеть, вложения в какую транспортную систему приносят стране большую выручку. Но это требует бОльшего времени, а самое главное — данных.

Выводы, к которым я пришёл, т.е. ответ на вопрос: «Что можно сделать?» «Как сделать дороги то, наконец?!«. Выводы напрашиваются сами собой: изменить структуру экспорта, занять в нём автомобильные дороги — сложный, долгий путь, великие расстояния России никуда не денутся. Важное место в решении задачи занимают сами строители, если обязать их работать по новым технологиям, новым СНИП-ам, нормативам. Контролирующие органы (и общество) так же должны принимать по этим стандартам дороги в эксплуатацию. В любом случае, сейчас нет крупных заинтересованных лоббистов автомобильных дорог — это не крупный бизнес, который имеет влияние на Власть. Сами граждане заинтересованы, но представителей «пассажиров» в Государственной Думе сейчас нет.

Есть вариант с привлечением иностранных строителей. При этом, кто возьмется за эту сложную задачу, кто будет её курировать при формировании федерального и регионального бюджета? При этом, развитие и усложнение межрегиональных связей может стать сильнейшим стимулом к развитию дорог без оглядки на Москву. Отдельные регионы крайне заинтересованы уже сегодня, но это уже вопрос децентрализации, это уже политика и это не тема данного поста. Здесь я хотел и, надеюсь, показал, что «Нам нужны средства на строительство дорог» и «Нам нужны качественные дороги» — это два разных вопроса, и конечный результат в обоих случаях сильно отличается.

Я постарался кратко изложить ход мыслей, спасибо за внимание, буду рад комментариям и мнениям.

JediMik/2017

Реклама

About Николай Помещенко

Working surveyer, fond of reading good books, petanque... Study political science, economic Геодезист, блогер, экономика, политология, петанк

One response

  1. мне подбросили два вопроса, которые надо будет раскрыть подробнее:
    1) Лоббизм «на самом верху» — и я говорю об этом — вполне может влиять на принятие решений о выделении средств на дороги. Другое дело, кто лоббирует — строители дорог или производства, нуждающиеся в инфраструктуре или др.
    2) Есть мнение, что дороги у нас (из-за климата) строить сильно дороже, чем в США, поэтому и плохие они и прочее. Я скажу, что изначально не об этом статья, она о том, что «будет выгодно в болотах — построят и в болотах». Но, безусловно, исследовать порядок цен и веса в цене труда, материалов и других затрат — будет очень интересно.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s