В последние годы, кажется, о благоустройстве стали говорить больше. «Собянинская плитка» пришла в Москву, а в сферу благоустройства столицы пришли большие деньги.

p1020710Раньше, ещё при Лужкове, в глаза бросались только цветники, рулонные газоны. Тогда одни
радовались, что в парках стало свежее, а другие подсчитывали сколько город тратит на «рассаду». Затем Собянин: плитка —> велодорожки —> детские и спортивные площадки —> крутая плитка —> клумбы и мрамор —> —>—> Всё это можно объединить в одну фразу: Москва реально вложилась в Благоустройство.

Так уж случилось, что в 2014-м году, меня, как инженера, наняла строительная фирма, основная деятельность которой была связана именно с благоустройством в Московской области. В 2016-м году меня привлекли на работу в Москве, та же тема, но сложнее и круче. 

За 3 строительных сезона я получил богатый опыт в сфере благоустройства, тем более, что инженер всегда сбоку (он же сопровождает) и влезать приходится во всё и многое примечаешь… Традиционно, делюсь опытом и наблюдениями в своём блоге. Поехали!

Что такое благоустройство?img_20140807_142929

Благоустройство начинается с проекта, и, глядя на чертежи,
думаю, многие согласятся с моим коротким определением: «Благоустройство — это границы и поверхности». В роли границ выступают здания, заборы, борта, а поверхностей — асфальт, плитка разных видов, газоны и что угодно… Почему в названии 1.0? Потому что будет ещё пост про 2.0.

Здесь я расскажу о теме в целом, на основе проекта, который вёл пару лет. Два типами бордюра, пять типов поверхностей в ЖК эконом класса. В «2.0» типов границ будет уже десять, а поверхностей около тридцати — это уже Москва, это уже 2016 год, когда пол-ЦАО перерыли под новый стандарт, когда сотни миллионов рублей вкладываются в территории вокруг Жилищных комплексов, пусть и того же эконом класса. Это Москва…

Зачем вообще в благоустройстве инженеры-геодезисты?

img_20151008_145025Когда меня пригласили вести объект в Московской области, я сказал себе: «Это проще простого. Низшая геодезия, что там может быть сложного?! — не дома строить. Дом то в 3D, а тут вроде чертежи — вид сверху, одна плоскость.» Как же я был не прав! Скажу так, геодезия на «монолите» — сопровождении строительства монолитного здания — это каникулы для мозгов, в сравнении с тем потоком информации и множеством проблем, которые приходится решат в сфере благоустройства. Конечно, бывают разные объекты и требования от заказчика и коллеги бывают с разной квалификацией и отношением к своим обязанностям, в целом,
это сложная работа, это не лёгкие деньги.

На стройке иерархия простая, упрощённо и по возрастающей: рабочий — бригадир — прораб — начальник участка — белые каски от генерального подрядчика, заказчика, проектировщика, города… Геодезист занимает положение сбоку, так как его круг общения — это вся иерархическая лестница, в течении рабочего дня вполне может произойти взаимодействие со всеми должностными лицами. И это не повод для гордости, это осложнение к основным обязанностям инженера…

В чём ещё основные сложности, проблемы?

img_20150713_150858

  1. Процесс требует хорошего умения читать чертежи. Нужно не только уметь получать с проектов нужную информацию, но и критично смотреть на сам проект. Про уровень школы проектирования в России можно писать отдельную статью, а тут важно с самого начала не жалеть времени на поиск опечаток, уточнение расхождений между разными листами проектной документации.
  2. В процессе подготовки к работам и на начальной стадии важно сохранить контакты ключевых специалистов, с которыми предстоит решать множество «ребусов» в процессе строительства. Контакт придется поддерживать и с соседними фирмами, и это важный третий пункт. При этом, большую часть специально собирать не надо, — в вашем номере телефона заинтересованы не меньше.
  3. Если на строительстве дома вы работаете над постройкой здания и никто мешать вам подвозить материалы и тянуть дом выше и выше не будет, то при благоустройстве идет постоянная борьба за землю. Вы не одни копаетесь в грязи: коммуникации всех видов ещё подводятся, идёт строительство и отделка самих зданий, на земле места всем мало. Чьи то строительные материалы или мусор могут не дать вам строить там, где планировали, разгрузка чужих фур перекроет движение на неопределенно-драгоценное время и прочее. Самое важное, что у каждой организации свои части проекта, которые могут не состыковываться между собой. Но вы, как благоустроитель, обычно стоите в приоритете и под ваши дороги подгоняют высоту колодцев. Это вашу плитку будут разбирать, бетон ломать, асфальт резать, что бы провести, только что внесённый в проект, кабель…

В чем главная роль инженера-геодезиста?

Всё это проблемы, но в их решении вы помогаете и вам помогает начальник участка, инженеры ПТО, прорабы — множество проблем на их плечах, а вот, по факту, основные обязанности инженера-геодезиста:

  1. Люди не должны стоять! Это значит, что вы вовремя должны давать людям фронт работ — размечать точки — делать разбивку, по которой будут производится работы;
  2. Важно верное взаимодействие с прорабами и рабочими, они должны понимать в каком виде и что вы им даёте, что значит каждый кол и ленточка на нём. Не надо рассчитывать на их знание чертежей, инициативу и предусмотрительность. Если прораб после вашей разбивки берет от вас чертеж и сам, нивелиром и рулеткой контролирует процесс работ — это бонус, это счастье.
  3. Прямые линии должны быть прямыми, радиусы радовать глаз, но самое главное — лужи. У дорог продольный и поперечный уклон и самое важное, что бы в соответствующие ливневые решетки уходила вода с дорог, включая ту воду, что попадает на дороги от домов, с газонов и площадок. За такими вещами следят люди заказчика — контролирующие вас специалисты, те же, геодезисты.
  4. Ваше начальство хочет от вас и иного контроля: не должно быть перерасхода материалов и точно подсчитаны объёмы выполненных работ за отчётный период.
  5. Есть два этапа, когда вынос в натуру проекта требует от геодезиста особой тщательности и времени на разъяснение ситуации прорабам и рабочим. Первый этап — рытьё котлована, второй — установка границ поверхностей — бортов.

 Подробнее про эти два этапаimg_20150508_145458

Дорожная одежда или пирог — эти термины означают буквально: что надо устроить под верхом покрытия, что бы оно выдерживало нагрузки и испытания временем. Обычно, это слои разных материалов, чаще всего участвует в устройстве песок.

На стадии котлована, а, точнее, когда ещё нет котлована, но экскаватор уже готов приступить к работе, геодезиста вызывают на участок, что бы дал отметки под раскопку. На местности, обычно, забиваются колья (чаще, арматура) с отметками. Тут от инженера, прежде всего (как показал опыт), требуется разъяснить что обозначают колья:

  • в плане: чётко край площади давать смысла нет — колышки будут сбиты в процессе работы, так как для удобства последующих работ копать предстоит немного шире;
  • по высоте: дана отметка планировки, или, например, «1 метр до низа котлована»;
  • всё это надо чётко объяснить исполнителям и убедиться, что они поняли, именно они будут производить работы. Многое зависит от квалификации и понимания самого экскаваторщика.
  • Важно знать, что если котлован будет вырыт глубже, чем прописано в проекте для соответствующей поверхности, то, скорее всего, строители будут исправлять ошибку дополнительными кубами песка, а это конкретные деньги!
  • При отлаженном взаимодействии и средней квалификации экскаваторщика отметка котлована стабильно будет чуть выше проектной отметки — делается это потому, что затем грунт трамбуют (например, тем же катком).

Второй этап

img_20140616_150101Не всегда проектные решения предполагают установку бортов до устройства слоев дороги, но самим строителям гораздо проще сперва ставить борта, а затем работать над дорожной одеждой. В таком случае, от геодезиста требуется качественно пройти, описанный выше, первый этап, а после устройства базового песчаного основания вынести в натуру дорожный бордюр. Этот этап самый трудоёмкий, и требует максимальной внимательности, хотя бы из гуманных соображений: дорожные борта могут быть весом от 100-300 кг и более, рабочим их переделывать крайне тяжело.

Если борта по обеим сторонам дороги выполнены хорошо, то высоты и промеры можно брать с них, соответственно, выполнять и устройство дороги и тротуаров. После того, как борт подснят, и его соответствие проекту подтверждено, геодезист потребуется лишь по завершении работ. Тогда он должен выполнить съемку и изготовить исполнительную с объёмами работ и отклонениями конструкций от проекта.

Когда встаёт вопрос о точности

img_20160729_105630Лучше поговорим о качестве. Тут инженер один в поле воин, всем начальникам проще
требовать миллиметровой точности, не задумываясь о целесообразности и обоснованности подобных требований. Прорабы более реалистичны и обожают шутить на тему точности.От инженера требуется сделать так, что бы проект был реализован на конкретной территории, а что касается точности, лучше самостоятельно почитать соответствующие регламенты или просто включить мозг:

    • Точность, заложенную в упомянутых выше регламентах, соблюсти при разбивке легко, но достичь её, в конечном счёте, можно только при грамотном контроле за производством работ (народная примета: повезло с прорабом — сезон уже удался);
    • Точность везде своя и, чаще всего, старания дать максимальную будет только задерживать инженера на одном участке;
    • Ориентируйтесь на то, в какой поверхности вы закрепляете точки и чем;
    • Экономьте время, будет больше пользы, если у геодезиста будет возможность уделить, например, проверке того, как по разметке ведутся работы.

В заключении, хочу сказать, что я максимально сжато постарался коснуться основных, на мой взгляд, вопросов благоустройства. Я буду рад отзывам, комментариям. Сезон 2016 подходит к концу и у меня будет время до конца года написать о благоустройстве в Москве. Спасибо за внимание!

Advertisements

About Николай Помещенко

Working surveyer, fond of reading good books, petanque... Study political science, economic Геодезист, блогер, экономика, политология, петанк

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s