Странным образом в моей натуре сочетается любовь к т.н. «жизни одним днём» и тяга к «долгосрочному планированию». Это органичное сочетание: тяга к знаниям и поглощению информации имеет конкретную цель – предугадать, что будет с окружающим миром в будущем. В то же время, первая «способность» даёт возможность спокойно рассматривать и принимать тенденции, которые, возможно, реализуются через годы, при этом, только зарождаются в настоящем.

Гифка с Gifius.ru

Ноябрьск 2007. Вокруг GPS-станции

Сегодня середина 2016 года и я смотрю с оптимизмом на перспективу своей основной специальности, но так было не всегда. Зимой 2008/09 я ещё был совсем «зелёным» инженером, хотя уже пол-года, как активно работал и постигал нюансы профессии. В России, да и в Мире бушевал кризис, в основном связанный с недвижимостью и строительством. Так что я с самого начала карьеры принял два постулата: Ничего стабильного в жизни нет, будь всегда готов, что «тёплое место» исчезнет и это не повод впадать в отчаяние. Второе: я понял, что геодезия – это слишком узкая специальность инженерии, что бы концентрировать на ней всё внимание и силы.

Мне очень повезло с учителями, я воспользовался шансом сполна, хотя первый шаг был за мной: с дипломом и без опыта, летом 2008 года я был востребован, на моё хилое резюме названивали в течении дня, предлагая зарплату до 50 тысяч рублей! Я честно говорил, что даже тахеометр «в руках не держал», что держал только вешку, что Autocad-а не нюхал даже, но это никого не смущало, обещали научить, натаскать за свой счёт. Мой первый шаг был основан на желании стать хорошим специалистом и развиваться в перспективной фирме. Совсем не привлекала перспектива работы в «зрелой» компании, наполненной «мастодонтами», которые растить из меня инженера в полном смысле слова не были заинтересованы, где я долго оставался бы на вторых ролях, и, вообще, карьеру классическую мне строить совсем не хотелось.

10062008833

первый рабочий день после выпуска, ТЦ»Капитолий». 06/2008

Я сам позвонил в фирму, которая позиционировала себя как сообщество молодых специалистов. Зарплату мне назначили в 30 тысяч, и это было безумно много для меня. Учили форсированным маршем, я жадно впитывал, вникал и очень радовался перспективам, они были очевидны: через месяц работы я уже самостоятельно вёл объект, на котором работал с коммуникациями, земельными массами, монолитом. Месяц, Карл!

Это было лето 2008 года, ничего подобного в строительном секторе России не было и не уверен, что будет на мой век: денег в стране избыток, строительный Бум, спрос и предложение азартно соревнуются друг с дружкой. Тогда я ещё не следил за фондовыми рынками, да и об экономике имел совершенно нулевые представления, поэтому Кризис я воспринял, как какой то прикол Судьбы, продолжая вести свой объект, в свободное время изучая слепой набор текста с программой «Соло на клавиатуре»,  с оплаченной лицензии, кстати! Учиться всему и постоянно, так и вошло в привычку, нагружать мозг по максимуму, не чураться информации, которая может быть полезна в будущем, пусть даже сильно далёком. Вообще, мне кажется, у классического инженера мозг – это не самый мощный, но безумно выносливый процессор. Он может разгоняться до безумных скоростей, когда ты контролируешь на площадке множество задач: от верного места для установки прибора, до учёта погодных факторов и планирования рабочего дня таким образом, что бы успевать дать фронт работ для строителей, зафиксировать объёмы и качество уже выполненных работ, оформить результаты в чертежи. Учили меня отличные ребята, и я бы рассказал о них поимённо, если бы был уверен, что они не будут против этого. Спасибо им!

В последующие годы, и это так же наложило отпечаток на всю мою карьеру инженера, я сопровождал строительство различных объектов: инженерные сети –коммуникации, дорожное строительство, монолит, межевание и смешанные задачи…  До Кризиса геодезист мог годами сидеть в одной сфере/на одном объекте на отличной зарплате, и деятельность его походила больше на махание лопатой, чем на инженерные изыскания, не многие даже ход прогнать умеют.  После 2008 года выживали и развивались те, кто влезал всюду и брался за любую работу. Таково было Прошлое геодезии, таково её настоящее. Зимой 2009 года я так же, как и многие, внутренне сопротивлялся переменам, но уже принял, что «халявы больше не будет», что мне ещё очень повезло — я успел получить опыт и могу идти дальше, хотя стройки друг за дружкой встают, а долги по зарплатам в строительстве растут в геометрической прогрессии.

Гифка с Gifius.ru (2)

«Ривер-Молл» 2010 год. открылся как ТЦ»Ривьера» в 04/2016 года

Сейчас, в 2016-м смешно вспомнить, что на объект «сажали» двух инженеров, и они каждый день только его и обслуживали. Сам факт, что средняя зарплата опытного инженера-геодезиста сейчас (лето 2016 года) 60 тысяч (менее 1000$), хотя в 2008-м такой специалист мог запросто претендовать на 50 тысяч в месяц(чуть меньше 2000$).

Зимой 09/10 я увидел Кризис не столько в экономике, сколько в профессии вообще. Назрели реформы в связке «заказчик-строитель-инженер», но «тучные годы» не позволили трансформации совершиться естественным — рыночным путём, Кризис 08 сработал как спусковой крючок, не более.

Инженер-геодезист подразумевает, прежде всего, инженера. Большие деньги вкладываются в его обучение. Если он выходит из ВУЗ-а с минимумом знаний (как я, например), все равно, мышление у 70% выпускников – особое, особые подходы к работе, к формированию и решению задач. Новые технологии сильно упростили полевые работы и автоматизировали камеральные (офисные, проще говоря). Тут вдаваться в подробности нет смысла, обобщу для широкого зрителя: появились электронные приборы и офисные программы, например, Тахеометр  — прибор, который измеряет и запоминает данные, именно его вы чаще всего увидите не треноге в городе. Программы типа Credo, RGS позволяют одним кликом мышки производить обработку данных, на что раньше затрачивалось более дня — рабочего дня инженера. А если учесть влияние на результат человеческого фактора, при ручной обработке, то автоматизация положительно сказалась и на качестве.

IMG_2271В прошлом веке целые учебники посвящены были правильному ведению работ в поле, нужно было не только по верной методике получить измерение (одно!), но и записать по определённому алгоритму, что бы потом сорок раз проверить его через другие измерения и так далее. По этим учебникам мы учились в МИИГАиК до 2008 года, как сейчас – не знаю. Но это уже забавно. По старинке мы и на практиках гоняли хода и делали съёмки, это было классно, но занудно. Данные обсчитывали в палатках, рисовали карты от руки, занимались изучением смежных дисциплин, отдельно отмечу дешифрирование аэрофотоснимков и снимков со спутников.

Представьте себе, как рабочий человек смотрит на инженера в 00-х и видит, как тот нажимает кнопочки, с умным видом транслирует циферки по рации помощнику, который потом забивает в землю колышек или дюбель в бетонную плиту. Рабочий видит всё это каждый день, а потом прикидывает в уме сколько получает он, в лучшем случае, за 10-часовой рабочий день, при шестидневной неделе, и этот умник с прибором за 8-часовой при 5/2. Рабочий, конечно, видит только вершину айсберга, ведь потом инженер приходит в офис, скачивает с прибора данные и начинает рисовать схемы и чертежи, суть которых в 80% случаев  -это основание для получение Его хозяевами денег за выполненные работы. Конечно, это не описание схемы работы всех геодезистов, это лишь пример; задач, на самом деле, множество и часто вместо офиса заднее сидение автомобиля, да и «кнопочки нажимаешь» под дождём, в мороз или под палящим солнцем.

30082007086

аэропорт Шереметьево. 2007 год

Проще говоря, инженер был лишь носителем знаний, которые позволяли ему получать хорошие деньги за относительно простую работу, ведь новые технологии брали на себя 80% рутины, которой не мог избежать геодезист в советское время. При этом, зарплата геодезиста раза в 2 выше, чем у рабочего, который, возможно, доволен и тем, что «машет лопатой», но работа его много тяжелее чисто физически. А насколько в 21 веке тяжела умственно работа геодезиста на стройке? Перекос был очевиден, это уже чисто экономика, с каждым геодезистом в стране должно было произойти одно из трёх событий:

 

— он работает в 2 раза больше, т.е. обслуживает в 2 раза больше объектов или справляется один, без напарника с высшим образованием. Напарниками становились обычные рабочие, которых выделяли прорабы на время полевых работ;

— его зарплата становится много ближе к доходам рабочего, ведь безумная автоматизация сделала не нужной держать на каждой стройке крутого специалиста, в 00-х биржу труда стали пополнять «геодезисты» без профильного высшего образования и они отлично справлялись с обычной работой. Эти новые геодезисты были или самоучками или бывшими помощниками инженеров, которых те выучивали или по доброте душевной или для ещё большей эффективности работы;

— уходить из профессии
Уточнение к пунктам:w_67974724

1) описываемая мною ситуация – рыночная, она не касается государственных учреждений типа ГУП «Мосгоргеотрест», которые чувствовали себя намного лучше хотя бы в силу своего монопольного положения и различных привилегий от государства

2) сближение зарплат произошло плавно в течении 8 лет после кризиса, когда у рабочих они росли вслед за инфляцией, а у геодезистов просто оставались на месте.

3) многие из моих сокурсников и не приходили в неё, некоторые лишь опосредованно были связаны с профессией, работая, например, в фирмах по продаже и обслуживанию оборудования.

Я рассказал о прошлом профессии инженер-геодезист, в следующем посте будет оптимистичнее. Спасибо за внимание

About Николай Помещенко

Working surveyer, fond of reading good books, petanque... Study political science, economic Геодезист, экономика, политология, петанк

2 responses

  1. Бреда фон Кролог:

    Здорово написал! Прям зачитался, почти роман «Как закалялась стать».
    «Как закалялась тренога».

    Стареем, вот уже и мемуары пишем… м-дааа….

Добавить комментарий

