предыдущая часть

Биржа как Экшн

Экшн подразумевает динамичность, скорость, напряженную атмосферу. Да, всё это есть в игре «Биржа». Но те, кто играл по интернету с друзьями в известные 3d-шутеры, знают, что команде мало пользы от игрока, который в самом начале бежит напролом, забыв о своих, да и о чужих. Обычно, команда «поругает» его и продолжит игру в меньшинстве. Иногда от отдельного игрока, напротив, требуется проявить смекалку и не бежать со всеми в прорыв, а попробовать обойти противника с фланга или немного отстать от основной группы, что бы прикрыть их сзади от возможной диверсии.

Играя в «Биржу», я каждый раз напоминаю себе: если я совершу сделку в торопях, не оценив ситуации, поддавшись общему настроению на рынке, то буду выглядеть, как описаный выше горе-боец. Выдержка – очень важна в игре, нельзя игнорировать настроения других участников игры, но думать надо своей головой. Возможно, это самая сложная грань любой игры: держать себя в руках, не паниковать и не впадать в эйфорию. В игре «Биржа»  очень много участников, и каждый раз вы будете чувствовать их влияние в моменты ажиотажа или паники, особенно, глядя на график или в «стакан» заявок. Так что основные законы толпы нам пригодятся:

— оказавшись в толпе, человек теряет способность адекватно воспринимать реальность, события

— в толпе очень трудно сопротивляться общей панике или эйфории

— в толпе человек может не осознавать, что подвергает себя серьезному риску.

Уже пару лет очень популярна онлайн игра, где игроки, управляя танками различных моделей, участвуют в зрелищных боях на больших картах. Каждый танк в игре – уникальный, но в целом они подразделяются на тяжёлые, средние, легкие, пт и сау (последние два класса – танки с мощными пушками, но часто лишённые маневренности и защиты). Игра предполагает взаимодействие всех членов команды, у каждого своя особая роль, даже у самого слабого. Маленький, но быстрый танк способен быстро обнаружить противника, а мощная, но долго готовящаяся к выстрелу пушка САУ способна уничтожить танк одним выстрелом. Классная игра, в отличие от обычных «стрелялок»: требует и внимания, и рационального мышления…, а иногда даже дерзости.

Я взял в пример танковый бой из этой игры, что бы сделать акцент на важном в игре «Биржа»:

1)    «Надо вовремя уйти» — выражение, которое «на слуху». Наверное, я должен был его употребить при обсуждении азартных игр, вроде рулетки. Но на бирже это выражение имеет для меня совсем другое значение. В игре про танки, также нельзя увлекаться, каждый игрок – ценен по своему. Даже если я подбил или раскрыл местоположение многих противников – это не повод заканчивать игру для себя. Поэтому, если я вижу, что есть возможность для отхода, что бы принести пользу в другом месте или лучше остановиться и подождать товарищей по команде – я это сделаю. Лезть на рожон не надо, так как, что впереди я не знаю, нужно в любом случае остановиться и оценить ситуацию целиком.  «Вовремя уйти» на бирже – уйти не в момент, когда ты уже заработал много,  а в момент, когда ты чувствуешь, что потерял способность независимо и адекватно анализировать ситуацию. Ты чувствуешь, что начинаешь «гадать» куда движется цена – не надо превращать игру в казино.

Ты заработал на росте чего-либо, но лучше остановиться и подумать: возможно, пора сменить тактику и играть «на понижение». Или другая ситуация: тебе не удалось заработать в этот день, хотя ты угадывал с движением цен, но не смог воспользоваться этим – не беда, бывает; но дальше ты уже смутно представляешь себе перспективы – тогда лучше закончить игру на время, отдохнуть, то, что деньги не потеряны – тоже хороший результат на рискованных рынках.

2)    Если я совершаю сделку с определенным активом или инструментом не изучив общую обстановку на рынках или не расчертив для себя линии «поддержки», тренды, каналы, то ставлю себя в положение слишком большого танка, который лишен маневренности. На таком танке я не смогу поддержать оперативно свою команду в нужном месте. Мне имеет смысл подождать немного, оценить обстановку, получить данные от разведчиков и тогда уже идти в том направлении, где с большей вероятностью я буду нужен и смогу действовать максимально эффективно. На бирже это будет похоже на то, что я, зайдя на рынок, первый раз за день, не суечусь, а, работая с графиком спокойно оцениваю возможные варианты и совершаю сделку — наношу удар.

3)    Если я уверен, что сейчас идеальный момент, например, «продать» евро, я уверен, что всё рассчитал правильно, а момента этого я ждал целый день и хочу получить максимальную прибыль – я использую все свои ресурсы, совершая сделку. На форексе это значит, что я беру максимально допустимое «плечо», риск максимальный, но выгода от такой сделки будет так же наибольшей, тема более, что я уверен в успехе. Но если я ошибся, то буду, словно лёгкий танк, отважившийся прорваться к противнику и уничтожить неповоротливые и слабые САУ, уничтожен первым же выстрелом, оказавшегося на моём пути опытного игрока на среднем танке.

Последний пример – пример, когда я потерпел поражение тактически, но проиграл ли я стратегически? Мы обязательно рассмотрим варианты построения таких стратегий, которые будут учитывать возможные тактические поражения и ошибки «командования». Давайте рассмотрим игру «Биржа», как игру жанра стратегии (Real Time Strategy). Причём, наша игра — динамичная и напряжённая RTS…

Биржа как RTS

Во многих стратегиях игрок должен быстро принимать решения, не только направлять войска в различные точки карты с определённым заданием, но и контролировать свои тылы – экономику. Вы направили танки в точку «А», но вы не знаете, каковы силы противника в этой точке. Возможно, вам надо будет вовремя отступить или срочно выслать подкрепления основным силам. И в то же время, вы должны думать о Базе: у вас работают электростанции и заводы в точке «Б», а в «С» идёт добыча ресурсов… А поскольку игра идёт в реальном времени, вы не можете позволить себе увлечься решением только одного аспекта игры, вы должны держать в голове всё. Должны, если хотите победить.

В игре «Биржа» игрок в не менее простой ситуации: на фондовом рынке нужно не только определять самые перспективные акции – «направления для удара», но и находить наиболее удачное время для захода – «атаки»… У вас всего одна рота бойцов, ошибка может стоить дорого. Отступить без потерь с поля боя, порой, самое сложное для командира, ведь в запале битвы можно «потерять голову». Никто не знает исхода битвы до конца: на ваших глазах другие бегут с поля боя и вы это видите и сами несёте потери, но кто знает каковы реальные силы противника. Тогда вы принимаете решение держать позиции и ждать подкрепления и вскоре подходят ваши союзники. Тем временем, силы противника уже на исходе, и вот, на следующий день он уже сам бежит под градом пуль и рвущихся снарядов. Фронт прорван и ваши люди бегут впереди, их всё больше, и, кто знает, как далеко продвинутся ваши войска. Никто не знает…

Разве это не описание обычного онлайн боя, одного из тысячи, разворачивающихся каждый день в виртуально пространстве?! Похоже. Но я иносказательно описал один из рутинных торговых дней на форексе, которые часто проходят в ожесточенных схватках между «быками» и «медведями».

Помню, в игре «Противостояние-3», в которую мы играли с братом дни напролёт по модему, не надо было строить и развивать «базу» или экономику, но надо было захватывать и удерживать «контрольные точки», которые давали ресурсы, было необходимо постоянно помнить о них. Ты легко проигрывал, если увлекался битвой за определённую точку, забывая об остальных. Но брат побеждал меня почти всегда, потому что он был способен не только контролировать ситуацию на всей карте, но и быстро переключаться между нужными родами войск. Он направлял танки в бой, а в следующую секунду уже вызывал артиллерийский удар или авиацию для зачистки пути для своих танков, тут же посылая лазутчиков ко мне в тыл и в нужный момент выдвигая резервы или устраивая ложную атаку. Но побеждал он, не только мастерски контролируя свои силы и действия, он постоянно прогнозировал поведение противника, пытался угадать его реакцию на свои действия – только так можно было добиться убедительной победы над опытным соперником!

Давайте рассмотрим игру на рынках, как обычную стратегическую игру: что мы имеем перед началом игры, за что будем воевать:

«Биржа» (или «Рынок») – именно real time strategy — это обязывает нас учитывать фактор «время». Информация и ваши действия привязаны ко времени и должны быть актуальными.

На фондовом рынке один ресурс – деньги – они же – цель игры. Обычно в стратегиях вы начинаете игру с небольшим количеством ресурсов. Вначале их постоянно не хватает на развитие, строительство, а в конце игры, как назло, ресурсов больше, чем можно потратить. В этом было несовершенство компьютерных игр. На «рынке» такой ситуации не бывает, ресурсы – всегда важны, надо следить за их количеством и рассчитывать свои действия так, что бы риск был оправдан и всегда были пути к отступлению, в случае неудачи.

Представим насколько «Биржа» похожа на привычные стратегии:

— Игрок может выбрать сторону, за которую будет играть. Можно присоединиться к армии «Быков» или вступить в ряды «Медведей». Быки живут на юге в степях и традиционно воюют с северными соседями, которые занимают густые леса. И те и другие борются, конечно, за жизненное пространство. И те и другие становятся мощнее и богаче, побеждая соперника и завладевая его землёй. Кажется, быков больше, да и лес превратить в степь проще, но хитрые и могучие медведи всегда на стороже, часто пропуская быков свои дремучие владения они устраивают им засаду… (на фондовом рынке именно Быки считаются сильнее, но на форексе, напротив, силы быков и медведей изначально равны и война имеет более непредсказуемый и напряженный ход)

Конфликт между двумя противоборствующими «лагерями» никогда не приведет к окончательной победе одной стороны, а на глобальных рынках именно медведи идут в авангарде регулярных кризисов.

— Можно нанимать войска за ресурсы. Покупая войска и отправляя их в бой за одну из сторон конфликта, игрок имеет право на долю от добычи. Чем больше войск отправляешь в бой – тем больше будет твоё вознаграждение в случае победы.

Фондовый ранок можно сравнить с войнами древности, где многое зависит от морального настроя войск, часто проходят долгие осады и манёвры. На фондовом рынке Быки более организованное войско, их армии большие, но не поворотливые. Медведи пользуются этим и часто заманивают, запутывают противника, а потом жестоко контратакуют. Но медведей всегда меньше, они имеют хорошие шансы на победу только в том случае, когда сами быки расстроят свои ряды и начнут волноваться и паниковать. Главная цель Медведей – не пытаться отвоевать земли у Быков, но найти момент для перехода в краткое, но неожиданное наступление, что может напугать Быков и вынудить их не просто отступать, а бежать из рядов своей армии, спасая себя от кажущегося полного разгрома. На фондовом рынке командир с маленьким отрядом редко сможет получить хорошую добычу.

На forex, даже с небольшим количеством ресурсов можно нанять небольшой отряд, который, при талантливом командире может не только успешно выполнять боевые задачи, но и становиться больше и сильнее с каждой победой.

Форекс даёт возможность набирать и дальнобойную артиллерию, регулярные войска и отчаянных штурмовиков – тип боевой единицы будет зависеть от выбранного игроком маржинального «плеча». Артиллерия всегда может отступить, её прикроют, действовать она способна долгое время даже в случае неудачного развития военных действий, но вознаграждение её не велико – это плечо 1:10. А вот штурмовиков следует нанимать в решающие моменты битвы, когда велика вероятность прорыва фронта противника и скорой победы, но если противник выстоит и сам пойдет в атаку, штурмовики погибнут первыми. Штурмовики нанимаются, когда игрок берет плечо 1:200-1:400, и, конечно, одержав победу,они принесут своему командиру самые богатые трофеи.

— В любой момент игры можно сменить сторону, отозвать или нанять дополнительные войска — это главные рычаги управления своими ресурсами. Ни быки, ни медведи никогда не одержат окончательной победы. Игрок должен помнить, что цель игры – увеличение своих ресурсов, своих армий. Может возникать множество ситуаций, когда смена стороны конфликта или временное прекращение боевых действий вашими войсками, принесет вам больше пользы, чем фанатичная вера в несокрушимость Быков или беспрерывная поддержка Медведей.

— Многое зависит от фактора времени. Выбирая сторону и набирая войска, игрок должен заранее рассчитывать, как долго его людям придется принимать участие в конфликте. Когда войска уже посланы, командир должен следить за развитием событий, быть готовым прислать подкрепление или отозвать свой отряд в лучший момент. Наперед никому не известен исход битвы, иногда лучше вовремя заметить свою ошибку и исправить её с минимальными потерями.

p.s. Следующая часть уже скоро! буду очень рад комментариям и критике! спасибо

Реклама

About Николай Помещенко

Working surveyer, fond of reading good books, petanque... Study political science, economic Геодезист, блогер, экономика, политология, петанк

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s